http://pronetworking.ru/2015/01/kak-sozdat-biznes-s-oborotom-15-mln-bez-kreditov-i-investorov/?fb_action_ids=10155163768520503&fb_action_types=og.likes
Как создать бизнес с оборотом $15 млн. без кредитов и инвесторов
Моя встреча с Вишеном Лакьяни, основателем Mindvalley, состоялась два с половиной года назад. Именно он был человеком, который вдохновил меня заняться своим делом.
Тогда я работал бренд-менеджером в Procter&Gamble, и вроде бы ничего не предвещало беды :) Но проведя выходные в компании этого человека, я понял, что престижная работа – это хорошо, но я хочу попробовать сделать что-то своё.
Потом были несколько месяцев активного самообучения, поиска и анализа идей бизнеса. В итоге в декабре 2012 года появился мой проектProNetworking.ru , который впоследствии стал моей основной работой. Чему я очень сильно рад! :)
Сегодня я хочу поделиться с вами переводом статьи Вишена Лакьяни, в которой он даёт 7 очень полезных советов на тему создания своего бизнеса.
Итак, слово Вишену…
C того дня, как была основана Mindvalley, мы превратились в компанию с более чем сотней сотрудников, годовым оборотом в $15 миллионов и получили ряд наград. Сейчас мы являемся одним из крупнейших поставщиков образовательного онлайн-контента. У нас уже 1,3 миллиона подписчиков и более 200 000 студентов, оплачивающих обучение.
Но что лучше всего – мы сделали это без заемных фондов и кредитов. Что означает – на данный момент я остаюсь владельцем 100% моего бизнеса. Еще компания целиком построена в соответствии с моим образом жизни, так что я никогда не ощущаю себя «на работе». Когда ты полностью владеешь бизнесом, на тебя не давят партнеры, совет директоров или инвесторы, заставляя заниматься тем, что тебе не по душе.
Mindvalley создавалась благодаря моим увлечениям – медитации, личностному росту, игре, культуре, путешествиям и необычному дизайну интерьера (наши офисы несут в себе магию).
Главный офис Mindvalley
Само собой, потребовалось время. Мы строили Mindvalley 9 лет. Были годы, когда нам было здорово, и годы, когда было очень тяжело.
Я начал с капиталом в $2,000, потерял все деньги в первые же два месяца, начал получать прибыль на третий месяц, а затем просто продолжил инвестировать прибыль в развитие компании.
Но подъем был долгим и трудным. Были моменты, когда я был на грани полного провала. Я совершил несколько идиотских ошибок. У меня были головокружительные победы. Я впадал в депрессию и парил, окрыленный вдохновением. Но самое важное – я учился и стремился к росту. И сейчас пора поделиться тем, что я узнал.
Я бы хотел дать несколько советов молодым предпринимателям, которые помогут им избежать глупых ошибок, которые я совершил.
Как создать свой бизнес – советы от основателя Mindvalley
1. Ваш диплом об образовании не имеет значения (а иногда превращается в помеху)
Я (с трудом) окончил университет Мичиганской школы электронной инженерии и вычислительной техники. Мой средний балл был самую малость выше 2,5 (примечание: из 4, по бальной системе США). Я практически не мог сосредоточиться на всех этих инженерных делах.
Чем же я занимался в университете? Волонтерствовал, путешествовал и работал за границей, проглатывая книги по бизнесу и предпринимательству, изучал фотографию, работал в театральных труппах. Не было такого дела, в котором я был бы исключительно хорош. Но занятия разнообразными вещами со временем сыграли мне на руку как предпринимателю.
Мне кажется, это хорошо, что я был посредственным инженером. Если бы я преуспел, то стал бы рабом графика 9-6, и никогда не занялся бы предпринимательством. Лучшие наемные сотрудники – специалисты своего дела. Лучшие предприниматели – «работники широкого профиля».
Не теряйте время, пытаясь добиться высоких баллов в учебе. Вместо этого, постарайтесь воплотить в жизнь идею образования, направленного на общую эрудицию. Я специализировался на вычислительной технике. При этом лучше всего мне давалась цифровая фотография. И я точно тратил больше времени на волонтерскую работу в местном отделении AIESEC (программа международного рабочего обмена), чем на учебу. Теперь, в ретроспективе, это кажется мне правильным выбором.
Базовые навыки программирования позволили мне самостоятельно создать первые сайты Mindvalley. Полностью, с оформлением заказов и оплатой, управлением отношениями с клиентами, аналитическими инструментами и т.д.
То, что я узнал на занятиях по театральному искусству, помогло мне научиться держаться на сцене. Качества хорошего спикера позволили завоевать бесчисленных клиентов и партнеров.
Фотография подарила чувство эстетики и дизайна. Сейчас Mindvalley известна в том числе и благодаря великолепному дизайну и эстетике, которые в этой отрасли обычно остаются «за кадром».
Волонтерство в AIESEC позволило попутешествовать и познакомиться с другими культурами. Mindvalley набирает 1/3 сотрудников через сеть ассоциации AIESEC. И они – самые лучшие работники.
Стив Джобс сказал, что нельзя увидеть цельную картину, глядя вперед, это возможно только оглядываясь назад. Со временем оказалось, что все, что я изучал, сыграло важную роль в моей жизни и достижениях в бизнесе. Может, это судьба? Однако я предпочитаю считать, что именно общее образование помогло мне собрать вместе разрозненные элементы знаний, которые я получил, и создать свой бизнес.
Ваш диплом не имеет никакого значения. Важен ваш ОПЫТ во время учебы. Не теряйте время на повышение оценок, впитывайте все, что можете, пока учитесь.
2. Не бросайте основную работу слишком быстро
В самом начале нового дела, когда так важно поддерживать состояние потока, уход с основной работы часто становится самой серьезной ошибкой молодых предпринимателей. Вам понадобятся деньги на жизнь, на путешествия, на оплату веб-сервисов, хостинга и почтовых служб. Но вы же понятия не имеете, сколько понадобится времени на получение средств или формирования стабильного финансового потока. На жизнь у вас деньги есть, но они скоро кончатся. И когда вы начнете переживать из-за денег, возникнет реальная проблема. Поток остановится. Вы начнете по многу раз пересматривать новые идеи. Будете плохо спать, пытаясь придумать, как же оплатить счета.
Не бросайте основную работу. Она даст вам стабильность и доход до тех пор, пока вы не перейдете порог рентабельности и не начнете получать прибыль.
Если же ваша работа вам еще и нравится, тем более глупо уходить. Вам придется несладко от одинокой борьбы за существование и 8 часов, которые вы будете проводить за работой дома, наедине с самим собой. Старайтесь совмещать, пока прибыль не станет стабильной и не позволит вам жить спокойно.
Я начал свое дело 22 декабря 2002 года, все еще оставаясь на прежнем месте работы. Я тратил на нее по 8 часов в день, а затем приходил домой и еще 2 часа занимался тем, что в будущем превратилось в Mindvalley. C основной работы я ушел в ноябре 2003 года, когда Mindvalley начала приносить мне по $4,000 в месяц, что было достаточно для нормальной жизни. Как только у меня появилась уверенность, я смог уйти и сфокусироваться на росте нового дела, зная, что волноваться о деньгах мне не придется.
Это очень важно. Я никогда не ставил целью заработать миллион. Мне было нужно всего $4,000 в месяц в качестве минимального дохода, чтобы выжить в Нью-Йорке. Я поставил достижимую цель. Это помогло избавиться от напряжения. Как только я достиг желаемого, я смог уйти с работы и поставить новую цель – создать бизнес с миллионным годовым оборотом.
На начальном этапе между зарождением идеи и переходом порога рентабельности, очень важно добиться стабильной прибыли. Если вы все испортите в этот период, дело будет проиграно еще до начала. Действуйте спокойно и оставайтесь в безопасной зоне. Люди считают предпринимателей рискованными игроками. Это не совсем верно. Глупые предприниматели действительно постоянно рискуют. Умные добиваются стабильности, играют наверняка, планируют и грамотно управляют финансовыми потоками.
3. Большинство бизнес-планов – полная ерунда
Мои первые две компании развалились. Обе были спланированы до мельчайших деталей. Это были технические стартапы. С помощью которых я хотел получить деньги в Долине (примечание: Силиконовой Долине), когда жил в Маунтин-Вью в 2001.
Mindvalley на начальном этапе не имела ни плана, ни конкретного видения развития в течение целых двух лет. Это была просто идея, набросанная «на коленке». Я использовал только что появившуюся систему Google Adwords, чтобы управлять трафиком и поиском продуктов в отрасли медитации, со всеми вытекающими результатами. Я просто нырнул «в омут головой» и начал продавать. Никакого фандрайзинга, никаких сложностей. Напористость и активная работа.
Я не стремился заработать миллионы, построить нечто серьезное или выполнить какие-то хитрые маневры. Все, что мне было нужно – небольшой бизнес, чтобы спокойно жить в Нью-Йорке, уйти с основной работы, жениться на моей девушке и начать мечтать о чем-то большем, не будучи запертым в офисе с 9 до 6. Сейчас, когда кто-нибудь просит меня рассказать про мой бизнес-план, я начинаю изворачиваться и уходить от ответа. Иногда рисую несколько диаграмм на одной странице.
Каждый год 1 января я беру у сына цветные карандаши и рисую 5-летнюю диаграмму того, куда я хочу привести компанию. Потом рассказываю об этом команде, и мы начинаем работать.
Проблема с бизнес-планами в том, что они заставляют вас сосредоточиться на мелочах вместо того, чтобы формировать общее видение.
А начинать стоит именно с него. Предпочтительно, в терминах Джо Виталя: «Возмите то, что вас немного ПУГАЕТ и очень ЗАВОДИТ». Затем разработайте модель, которая позволит сделать эту воображаемую картинку реальностью. Работайте не останавливаясь, пока не создадите бета-версию – но будьте готовы тестировать, менять стратегию и быстро маневрировать по мере того, как вы учитесь. Говоря словами Стива Бланка – «Еще ни один бизнес-план не выдержал первого же контакта с клиентами».
Отправляйтесь «в мир», спекулируйте, продавайте, завоевывайте клиентов. Прекратите планировать и начните действовать.
Мой рисунок карандашами бизнес-модели на 2012 год
4. Контролируйте вашу долю в капитале
Я попал впросак довольно быстро. К долям акций относился чересчур щедро, и в итоге, отдал половину компании. Я не был уверен в себе и решил, что мне нужен бизнес-партнер, чтобы все заработало. До такой степени, что просто отдал половину акций, даже не получив взамен инвестиции. Будь я умнее, я бы сохранил свою долю, а взамен создал бонусную схему на основе производительности.
Глупая ошибка стоила мне почти $5 миллионов, когда пришло время выкупать долю бывших партнеров.
Как я уже говорил, владение большей частью компании для меня очень важно. Полный контроль означает отсутствие прессинга со стороны партнеров, совета директоров или инвесторов, и мне не приходится делать то, что не хочется.
Возьмем, к примеру, Awesomeness Fest (ежегодный выездной фестиваль-конференция, которую проводит Mindvalley). C точки зрения бизнеса смысла в нем нет никакого. Только отвлекает от зарабатывания денег. Но пока он приносит деньги и билеты продолжают продаваться от года к году, мы отдаем прибыль на благотворительность и позволяем управлять мероприятием сообществу. Никакой совет директоров этого бы не допустил.
Деньги имеют значение. Но свобода и контроль не менее значимы. Как и возможность немного поразвлечься, занимаясь бизнесом.
Вот что вам нужно знать о владении компанией:
• Никогда не соглашайтесь на 50/50. Всегда составляйте список того, что привносит каждый партнер, и распределяйте доли соответственно. 50/50 – для неопытных новичков.
• Не отдавайте долю в вашем бизнесе приятелю, просто за компанию. Всегда требуйте инвестиций. Даже лучший друг должен выкупить свою долю и рискнуть своими средствами.
• Установите период ограничений обращения акций: например, ваш партнер вкладывается в предприятие в течение X лет, и только затем получает свою долю. У нас период составляет 5 лет.
• Обязательно подписывайте акционерное соглашение, в котором абсолютно четко прописано, сколько потребуется заплатить за каждую акцию, когда ваши пути разойдутся (чаще всего так и происходит). Обычно это 6-кратная прибыль с каждой акции за последние 12 месяцев.
• Не отдавайте долю в вашем бизнесе приятелю, просто за компанию. Всегда требуйте инвестиций. Даже лучший друг должен выкупить свою долю и рискнуть своими средствами.
• Установите период ограничений обращения акций: например, ваш партнер вкладывается в предприятие в течение X лет, и только затем получает свою долю. У нас период составляет 5 лет.
• Обязательно подписывайте акционерное соглашение, в котором абсолютно четко прописано, сколько потребуется заплатить за каждую акцию, когда ваши пути разойдутся (чаще всего так и происходит). Обычно это 6-кратная прибыль с каждой акции за последние 12 месяцев.
5. Создавайте сети и учитесь устанавливать связи
Я состою во множестве нетворкинг-групп. В большинстве случаев меня вдохновляют именно люди, которых я там встречаю. Меня поражает, как много предпринимателей считает, что встречи или группы нетворкеров не имеют смысла. Секрет в том, чтобы попасть в те, что действительно работают.
До 2008 года я не был нетворкером, хотя прошло уже 5 лет с момента основания компании.Нетворкинг же помог моему делу вырасти за рекордное время. И дело было даже не в контактах, а в том, что я увидел, как люди уже делают то, о чем я еще только мечтал. И от этого воплощение моей мечты стало казаться проще и более реальным. Я назвал это эффектом Баннистера. До того, как Роджер Баннистер пробежал милю за 4 минуты, мало кто считал, что это возможно. Но после его рекорда, в том же самом 1930 году, множество людей повторило это достижение. Смысл в том, что вы действительно можете заставить бизнес расти быстрее, на примере других.
Вот группы, которые принесли мне наибольшую пользу:
• Yanik Silver’s Mavericks (Авантюристы Яника Силвера): Группа людей, собирающихся несколько раз в год, чтобы заняться чем-нибудь безумным, например, прыгать с парашютом или летать на МИГах в России. Если у вас есть деньги и вам, что называется, «жить надоело», это сообщество для вас. Подробнее см. www.Maverick1000.com.
• Joe Polish’s 25K (25 000 Джо Полиша): Как следует из названия, я потратил половину эквивалента годовой стоимости обучения в колледже, чтобы присоединиться к этой группе предпринимателей. Они встречаются 4-5 раз в год и обмениваются идеями. Дружба и связи – вещь значимая, а Джо отлично умеет соединять людей. В этой группе я познакомился с теми, кто помог мне двигаться дальше: Ричардом Брэнсоном, Питером Диамандисом и Реем Курцвайлем. Подробнее см. www.geniusnetworkmastermind.com.
• Awesomeness Fest (Праздник великолепия): Я впервые провел это мероприятие для 200 человек в одном райском местечке, чтобы повеселиться и установить контакты. На последний слет мы получили заявки от 1500 человек на все те же 200 мест. Я не могу представить себе другое мероприятие, где устанавливались бы такие прочные связи и отношения. Подробнее см. www.AwesomenessFest.com.
• Zentrepreneur в Mindvalley: Это группа, которую я основал, основываясь на идее, что нужно учиться на ошибках других, а не повторять их. Около двухсот владельцев онлайн-бизнеса встречаются онлайн и делятся своим опытом. Знания, которые здесь рождаются, стоят миллионов. Подробнее см. www.zentrepreneur.com.
Awesomeness Fest 2011
6. Самые важные навыки – продажи и маркетинг
У нас у всех разный опыт и навыки. Но для того, чтобы стать успешным предпринимателем, вы обязательно должны уметь продавать. Раньше я открыто издевался над самой идеей продаж и маркетинга. Я был компьютерным инженером и думал: «Нужно просто создать что-то крутое, и люди повалят толпами». Полный бред. Тесла был гениальным инженером. Он окончил свои дни без денег и в депрессии. «Продажник» Эдисон взял его идеи и заработал состояние.
Причина провала моих первых двух компаний еще и в том, что я понятия не имел о продажах. На самом деле, я презирал тех, кто этим занимался. Когда мне не удалось стать предпринимателем, я решил, что мне нужна работа. Но мое время истекло. Наступил апрель 2001 года. Пузырь в Силиконовой долине лопнул, и 14 000 человек потеряли работу. Я ходил на вечеринки для безработных, покупал один бокал вина (чтобы сэкономить деньги) и пил так медленно, чтобы хватило на весь вечер.
Никто не брал уволенных обратно, так что я начал рассылать резюме во все компании в Области Залива (примечание: California Bay Area), которые размещали объявления в Craigslist. Наконец, я получил работу в начинающей компании по продаже технологий для юридических фирм. Если бы я не справился, у меня совсем не осталось бы денег, другими словами, мне пришлось бы буквально голодать.
Я почувствовал, что мне подпаливает пятки, когда Эммануэль (имя изменено), продажник, который вводил меня в курс дела, стал выглядеть все хуже день ото дня. Он не справлялся с работой, и месяц за месяцем прибыль была равна нулю. Он уже не мог платить за квартиру и начал спать под рабочим столом, надеясь, что его не раскроют. Его нашли. И уволили.
В 2001 году жизнь в Сан-Франциско была весьма жестокой.
Только комиссионные. Никакой зарплаты. Тактика продаж нашей компании была напористой, даже слегка сомнительной. Смотрели фильм «Бойлерная»? Воспоминание об этих днях ассоциируется у меня с этим фильмом. Это была жуткая работа, по утрам я не мог заставить себя вылезти из постели. Но я научился продавать и продвигать. И впоследствии это сыграло ОГРОМНУЮ роль в быстром росте Mindvalley.
Ровно год спустя 22 декабря 2002 года я основал Mindvalley. На третий месяц она начала приносить прибыль.
Умение продавать стало моим новым преимуществом.
Умение продавать стало моим новым преимуществом.
7. Не создавайте плохие вещи, чтобы заработать чуть больше
Если бы мне пришлось управлять компанией вроде Pepsi или McDonalds, я бы наверное впал в депрессию. Что хорошего я смог бы дать миру, кроме маркетинговой машины, продающей карамельную патоку с высоким содержанием фруктозы и отвратительную еду, представляя ее крутой и вкусной. Я верю, что у предпринимателей, основавших такие компании как Pepsi, McDonalds, были самые лучшие намерения, но потом эти корпорации продали душу. Эти компании существуют во имя прибыли акционеров. Но что они делают для человечества?
В знаменитой рекламе Apple «Это для безумцев», Стив Джобс, собственно, произносит только одну фразу: «Двигать человечество вперед». Это именно то, что делают настоящие предприниматели. Питер Диамандис отправляет людей в космос. Брэнсон приносит дух развлечений, качественный сервис и долю нахальства в старые заматерелые отрасли. Тони Хси «доставляет радость». Я верю в обучение, в распространение знаний, повышающих человеческий потенциал.
Я не прошу вас посвятить жизнь попыткам изменить мир. Просто не надо основывать компании, которые продают дерьмо, уничтожают окружающую среду, эксплуатируют развивающиеся страны или, как Coca-Cola, – продают продукт, приводящий к детскому ожирению и другим заболеваниям.
Не надо спасать мир, нужно просто не наносить ему вред, – ради наших детей.
Знаете, в чем отличие предпринимателя от бизнесмена?
Бизнесмен делает свое дело ради прибыли.
Настоящий предприниматель двигает человечество вперед.
Вишен Лакьяни, основатель Mindvalley
Комментариев нет:
Отправить комментарий