http://www.strelka.com/ru/magazine/2014/10/22/facilitator
ФАСИЛИТАЦИЯ: ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫМ РАЗУМОМ
Вот уже несколько лет студенты «Стрелки» учатся и работают над исследовательскими проектами под руководством фасилитаторов. Это сложное слово не означает надсмотрщиков или учителей, а называет пока новую для России профессию. Редакция журнала поговорила с фасилитаторами Института «Стрелка», чтобы объяснить читателям, что это за профессия и почему она нужна любому учебному заведению или компании.
ЧТО ТАКОЕ ФАСИЛИТАЦИЯ?
«Фасилитация — это проектирование процесса обучения или работы группы людей», — говорит Анна Фелисия Вальдес, один из ведущих фасилитаторов шведской школы Hyper Island. Фактически, фасилитатор — проводник, который помогает незнакомым или малознакомым людям, оказавшимся в команде, достичь наилучших результатов. Этот проводник должен не просто понимать роли в группе (хотя определить лидера в группе незнакомых людей тоже не так-то просто), но уметь правильно направить усилия каждого члена группы для достижения общей цели.
Анна Вальдес на встрече со студентами «Стрелки»
В последние годы в самых разных областях, в том числе урбанистике, проекты реализуются командно. Речь идёт не о специалистах одной области, а о сотрудничестве людей самых разных профессий: градостроителей, архитекторов, социологов, юристов, маркетологов и дизайнеров. Как найти общий язык, правильно обозначить конечную цель и задачи и сделать так, чтобы каждый не тянул на себя одеяло, а в процессе работы всем было комфортно? По сути, для этого и нужен фасилитатор.
«Очень важно понимать динамику группы и беспристрастно наблюдать её со стороны. Я стараюсь работать с разными типами лидерства на разных этапах работы группы, — рассказывает Анна Фелисия. — В самом начале совместной работы люди всегда чувствуют себя скованно. Они застенчивы, очень любезны. Позже они привыкают другу к другу, начинают чувствовать себя более свободно, и в этот момент наступает кризис доверия». На всех этих стадиях фасилитатор должен помочь группе сработать наиболее эффективно. Так, на первых стадиях людям нужна структура: правильная постановка цели и распределение ролей. Фасилитатор видит, в каких ситуациях кто проявляет больше лидерских качеств, помогает ему взять на себя ответственность и в то же время не даёт чрезмерно манипулировать более пассивными членами команды. На второй же стадии фасилитатор помогает преодолеть кризис так, чтобы ни у одного из участников не осталось неприятного осадка.
Как говорит Анна Фелисия, в разных ситуациях разные члены группы могут брать на себя роль лидера. Фасилитатор должен вовремя обратить на это внимание и постараться правильно перераспределить роли. Иначе, как это часто бывает, самопровозглашённый лидер может довести других участников процесса до состояния «окей, я сделаю это, но не думай, что мне это нравится». Считается, что такого рода состояние наименее эффективно. Так что задача фисилитатора — сделать работу комфортной для всех участников процесса.
ГДЕ НАУЧИТЬСЯ ФАСИЛИТАЦИИ?
«Фасилитация — это навык и профессия, так что этому можно научиться, — объясняет Дэвид Эриксон, один из основателей Hyper Island и главный фасилитатор института „Стрелка“. — Но прежде чем понять, где и чему учиться, нужно понять, какие типы фасилитации есть».
Дэвид Эриксон на встрече со студентами
Существует несколько классификаций фасилитации, которые различаются своими целями, задачами и адресатом. Так, самый первый (и самый низкий) уровень подразумевает только техническое обеспечение группы, модерацию, создание комфортных условий для её работы. На этом этапе фасилитатор не следит за ролями в группе, прогрессом и достижением цели. Следующая ступень — это более включённое участие фасилитатора: он ставит цель, следит за её достижением. Третий уровень учитывает потребности не только группы в целом, но и каждого её члена. Последняя ступень фасилитации — это регулирование отношений в рамках больших групп и сообществ.
Уровни фисилитации
Школ фасилитации за рубежом множество. Какие-то из них дают практические навыки, какие-то более академичны. Да, как ни странно, даже у такой новой профессии есть сугубо научное направление, в рамках которого разрабатывается методика.
Дэвид Эриксон: «Я учился у Дэйл Хантер, она одна из самых авторитетных экспертов-фасилитаторов сегодня. Она получила докторскую степень и стала одним из основателей Международной ассоциации фасилитаторов. Дэйл первая создала этический кодекс для людей новой профессии. И, несмотря на то что она вышла из академической среды, она много практикует, потому что научиться фасилитации по книжке невозможно».
И Дэвид, и Анна Фелисия настоятельно рекомендуют постигать новую профессию без отрыва от реальности. Насколько изменчиво настроение одного человека, настолько же быстро изменяется атмосфера в группе, так что фасилитатор должен уметь быть гибким и адаптироваться к новым условиям работы быстрее, чем группа. Ряд курсов проводятся под руководством Zenergy — новозеландской организации, которая специализируется на работе с «коллективным разумом». Согласно тому, что говорят сами эксперты Zenergy, фасилитация — это новый тип лидерства, которому можно научиться.
Наконец, что важно отметить: фасилитация — это не профессия вроде арт-директора или финансового директора. В чём сходятся практически все эксперты этой области, так это в том, что фасилитация может работать в разных типах взаимоотношений: между человеком и его внутренним «я», между двумя разными людьми и между человеком и группой. Так что это нечто большее, чем просто контроль и наставничество.
КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЫВАЮТ?
Групповых упражнений огромное множество. И со стороны, для неподготовленного зрителя, они могут выглядеть как минимум странно. По крайне мере так было в этом году, когда новоиспечённые студенты института расхаживали по двору с завязанными глазами в гробовой тишине с верёвкой в руках. Вот сценарий одного из упражнений:
Название: Sand Storm
Задача: вывести участников из зоны комфорта и посмотреть, как каждый в отдельности реагирует на происходящее.
Сюжет: команда попала в пустыню, где поднялась буря. Ветер такой сильный, что никто ничего не слышит, не видит и не может говорить. Где-то находится верёвка, которую нужно найти. Когда за верёвку схватятся все члены группы, они смогут говорить. Теперь их задача вслепую растянуть верёвку так, чтобы получился треугольник — это сигнал для вертолёта, который всех спасёт.
Анна Фелисия: «Наблюдать за этим упражнением ужасно интересно, потому что люди принимают весь сценарий очень-очень серьёзно. Вы даже не представляете, насколько велик уровень фрустрации, если у них не получается сделать сигнал для вертолёта. Но самая интересная часть — это обсуждение произошедшего. Люди оценивают своё поведение, пытаются понять, почему они вели себя так, а не иначе. В этот момент и происходит обучение и понимание. После обсуждения группе даётся второй шанс. Удивительно, но он всегда успешнее, чем первая попытка».
КАК ФАСИЛИТАЦИЯ РАБОТАЕТ НА «СТРЕЛКЕ»?
«Стрелка» не исключение, и для неё фасилитатор тоже стал совершенно новым, незнакомым человеком. Журнал спросил у Дэвида Эриксона, каково это — привезти новую профессию в страну, где о ней мало кто слышал.
«Знаете, для меня этот опыт оказался парадоксальным. С одной стороны, Россия — страна, которая долгие-долгие годы жила с идей коллективизма. С другой — с точки зрения культуры люди здесь не слишком любят объединяться. Уровень доверия государственным институтам и незнакомым людям в стране очень низкий. Так что российское общество по-своему, очень странным образом индивидуалистично. Что я хочу сказать: американцы тоже все индивидуалистичны, при этом фасилитировать американские группы очень легко, они легко идут на контакт. Здесь же всё по-другому. Я сталкиваюсь с тем, что у студентов есть одна укоренившаяся иллюзия, будто, если они являются частью группы, они должны как бы отказаться от самих себя. Им сложно воспринимать меня как нейтрального персонажа в процессе работы. Получается, что они замыкаются в своём эго. Но я понимаю, откуда это идёт. Мне кажется, что здесь люди очень долго находились под давлением власти. Поэтому сейчас идея стать частью чего-то большого ассоциируется с потерей контроля. Это, безусловно, барьер. Но с годами работать становится всё легче. Когда люди видят реальную пользу фасилитации, они начинают относиться к ней с бóльшим доверием. Так что мне всё это напоминает йогу: есть слабый-слабый мускул, который надо каждый раз чуть-чуть растягивать, и после каждой тренировки он становится сильнее».
Елена Ярманова на упражнении Sand Storm
Официально должность фасилитатора на «Стрелке» существует второй год. Если раньше сессии по фасилитации проводились в форме интенсивных воркшопов несколько раз в учебном году, то с 2013 года в институте постоянно есть человек, который следит за учебным процессом и помогает студентам работать в группе. В этом году этим человеком стала Елена Ярманова.
«Думаю, что задачи будут меняться по ходу учебного года, — рассказывает Лена. — Сейчас я выделяю для себя два наиболее важных направления: это междисциплинарное взаимодействие между студентами и выстраивание образовательного опыта наиболее осознанным для студентов образом. Так, чтобы переход от прекрасного года на „Стрелке“ к реальности не был для них стрессом».